- 1 Последние годы жизни
- 2 Обострение болезни и смерть
- 3 Похороны
- 4 Отклик в обществе
- 5 Перезахоронение
Знаменитый украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко похоронен на своей родине — в Черкасской области Украины. В настоящее время на его могиле установлен памятник работы скульптора Матвея Манизера, а сам мемориал является частью Шевченковского национального заповедника. Но первая могила поэта находилась на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Последние годы жизни
Жизнь Тараса Шевченко нельзя назвать удачной, счастливой и благополучной. Видимо такова участь большинства настоящих поэтов — в этот мир они приходят не за материальными благами, не испрашивают у судьбы и властей особых преференций, не ищут выгоды.
Тарас Григорьевич Шевченко до конца своих дней в душе оставался сыном простого крестьянского народа, и не пожелал поменять свой крест на более легкий и удобный. Хотя, конечно же, у него была возможность примкнуть к либерально настроенным землякам в столице, удачно жениться на одной из местных барышень, и жить в свое удовольствие.
Однако слишком жива в нем была память о родине, и о терзающих ее бедах. Позорное крепостничество малороссийских да и российских крестьян адовым огнем жгло его душу, вызывало ненависть к властям, порождало упреки к самому господу Богу:
Якби ви знали, паничі,
Де люде плачуть живучи,
То ви б елегій не творили
Та марне бога б не хвалили.
В 1857 году, после освобождения из ссылки в Орской крепости, где Шевченко по решению суда служил простым солдатом, он прибыл в Санкт-Петербург, получив возможность заниматься рисованием и литературной деятельностью. Покровительство такого друга, как граф Федор Николаевич Толстой (родственник графа Льва Толстого) и других влиятельных особ, давало опальному поэту возможность достойно жить и развивать свои художественные и литературные таланты. Именно то, чего ему так не хватало в ссылке.
Но личная жизнь поэта не складывалась. Тогда ему исполнилось уже 43 года, нужно было бы задуматься о женитьбе и собственном семейном уголке. Брать в жены девушку из другого общества не хотел, поскольку никогда не забывал своего происхождения. А выбрать «дружину» на Украине никак не получалось.
На все советы жениться на девушке из высшего класса, Шевченко отвечал, что по духу и плоти остается сыном обездоленного народа, и не намерен связывать себя с «собачьей господской кровью». Он уверял, что в его простой мужицкой хате избалованная барышня сама пропадет с тоски и сократит его короткий век.
Мешали его счастью и земляки — помещики и крепостники из высшего общества Кулиши, Карташевские и Белозерские, так же проживавшие в Санкт-Петербурге. Либералы-националисты были настроены против Шевченко за то, что он «братался и советовался с чужими», то есть — с русскими писателями и художниками.
Когда он решил жениться на простой малороссийской крестьянке, крепостной сироте, служанке Белозерских Лукерье Ивановне Полусмак, жена Кулиша стала отговаривать ее, рассказывая, что он якобы пьяница и каторжанин. Хотя Лукерья Ивановна утверждала, что никогда не видела Тараса Григорьевича пьяным. В итоге Кулишу все же удалось расстроить свадьбу Лукерьи и Тараса, его надежды на простое человеческое счастье оказались напрасными.
Из ссылки Шевченко вернулся совершенно больным, его беспокоили проблемы с сердцем и печенью. Однако к врачам обращаться не любил, хотя в числе его друзей были два медика — Павел Круневич и Николай Курочкин.
Да и о здоровье своем не слишком беспокоился. Писательница Марко Вовчок, питавшая к поэту теплые, дружеские чувства, упрекала его в том, что он совсем не бережет себя, и при этом постоянно хворает и недомогает. В письме она просила поэта больше уделять внимания здоровью, и восклицала: «Разве такими как Вы, у меня целое поле засеяно?».
Обострение болезни и смерть
Болезнь Шевченко обострилась в ноябре 1860 года. Доктора определили диагноз: сердечная недостаточность и приступы стенокардии (грудная жаба).
Русский и украинский живописец Лев Жемчужников писал, что Шевченко был мягким и добрым до наивности, но оставался твердым и сильным духом во время болезни. Даже в моменты сильной боли он не стонал и не жаловался, но всегда и за все говорил «Спасибо».
Поэт почти постоянно жаловался на боль в груди и мечтал дожить до весны, чтобы вернуться в теплую и благодатную Украину, где ему легче стало бы переносить болезни.
В Санкт-Петербурге Шевченко проживал в небольшом двухъярусном помещении в Академии художеств. Помещение было сырым, холодным и неуютным, с постоянными сквозняками, что здоровья совсем не добавляло. А в последние месяцы еще и усиливало муки больного человека. Один из его друзей отмечал, что такие условия «парализуют медицинскую помощь», и просил Совет Литературного фонда как можно скорее помочь «бедному Шевченко».
Но помощь литераторов не понадобилась. 25 февраля был день рождения и именины Тараса Григорьевича. А рано утром в воскресенье 26 февраля (10 марта) 1861 года он скончался от паралича сердца.
Похороны
Тело поэта три дня находилось в церкви Академии художеств. Все это время здесь побывало очень много народа, по словам очевидцев: «нельзя было и шилом повернуть».
Личных средств на погребение у Шевченко не оказалось, поэтому Литературный фонд решил выделить свои деньги. Однако художники собрали для этого достаточную сумму и устроили похороны без помощи литераторов.
Пришедшие выражали покойному уважение и безмерную боль утраты. Речи звучали на русском, польском и малороссийском языках. К месту похорон на Смоленском кладбище гроб несли на руках студенты петербургского университета.
За гробом шли студенты, представители творческой интеллигенции, простые читатели и почитатели поэта. Процессия, состоявшая из лиц различных национальностей и сословий, была многочисленной и печальной. В церкви, а затем и в траурной процессии видели таких видных литераторов, как Достоевский, Чернышевский, Лесков, Салтыков-Щедрин, Некрасов и многие другие.
Могила на Смоленском кладбище оказалась сырой, подземные воды просочились и даже попали в ящик для гроба, установленный накануне. А ведь совсем не так завещал похоронить себя Шевченко в своем «Заповете». Поэтому вскоре было принято решение перевезти его на родину как только появится возможность.
Отклик в обществе
На Украине и в Польше весть о смерти Шевченко была признана общественным горем и воспринята с великой скорбью. В крупных городах по нему служили панихиды, киевляне заявляли о намерении перевезти тело поэта для захоронения в их городе. Помещики заявляли о готовности выделить место для могилы в своих владеньях
А в Петербурге после похорон собрались друзья Шевченко, литераторы и художники, они приняли решения увековечить память о нем и наметили несколько важнейших дел:
1. Доставить тело на Украину.
2. Установить памятник.
3. Основать под его именем народную школу.
4. Учредить стипендии для одаренных, но бедных студентов в Киевском и Харьковском университетах, в Академии художеств и Одесском лицее.
5. Издать сочинения.
6. Учредить премии для лучших биографов Шевченко или критиков его творчества на украинском языке.
7. Издать учебники на украинском языке.
8. Оказывать помощь его родственникам.
9. Раз в год посещать его могилу на Украине кому-то из друзей.
Часть из этих решений действительно была исполнена, от остальных пришлось отказаться из-за недостатка средств.
Перезахоронение
Разрешение на перезахоронение тела Тараса Шевченко было получено в апреле 1861 года. Большую часть связанных с этим забот на себя взял его друг, поэт М. Лазаревский. Гроб извлекли из сырой петербургской земли, переложили в свинцовый ящик и установили на специально изготовленную рессорную повозку, и доставили на Николаевский (ныне Московский) вокзал, чтобы по железной дороге отправить в Москву. Оттуда уже на конных повозках перевозили его в Малороссию.
Дорога шла через Тулу, Орел, Глухов, Нежин, Батурин. Гроб по казацкому обычаю накрыли красной тканью «китайкой». Всюду в пути следования траурный поезд торжественно встречали стихами, песнями и торжественной музыкой. Однако веселья в толпе не было, наоборот, люди плакали над судьбой поэта и такой же нелегкой судьбой украинского народа, достойный сын которого возвращался в родную землю в домовине.
5 мая процессия достигла Киева в районе Никольской Слободки. Здесь ее встречали родные поэта в числе которых был и Варфоломей Шевченко, а так же студенты киевского университета.
С повозки гроб сняли, и теперь уже студенты несли его на руках. Но пока никто не знал, где его будут хоронить. Родственники намеревались предать тело земле на Щекавицком кладбище в Киеве, и даже подготовили могилу. Но городские власти и духовенство были против этого.
Пока получали разрешение от церковных и городских властей, гроб стоял просто на подольской набережной, у башенных ворот. Вскоре пришел ответ — митрополит и генерал-губернатор позволили занести домовину в Христорождественскую церковь, где была отслужена короткая лития.
За время, пока гроб с телом Шевченко находился в Киеве, в церковь приходило великое множество простого люду, студентов и представителей творческой интеллигенции Малороссии.
Вопрос о месте захоронения оставался открытым, наконец, сопровождающие сделали выбор в пользу города Канева, куда гроб доставили по Днепру на пароходе «Кременчугъ». По свидетельству современников, сам Шевченко просил после смерти перевезти его в этот город на Чернечу (монашескую) гору. Говорил ли в самом деле поэт о месте своего упокоения — не известно, но именно в Каневе он мечтал построить хату и провести здесь остаток жизни.
Ну, а слова стихотворного Завещания всем известны со школьных лет, и Канев как нельзя лучше соответствует просьбе поэта.
http://russkay-literatura.ru/shevchenko-tg/663-zaveshhanie-shevchenko-tg.html
Канев Тарас Григорьевич посещал летом 1859 года, здесь ему более всего запомнилась Чернеча гора, которую он планировал приобрести для строительства дома.
Местный историк Максимович поведал поэту о том, что в старину здесь стоял казацкий монастырь, где были похоронены гетманы Иван Подкова, Яков Шах и Самуил Кошка. Из-за монастыря и гора называлась Чернечей. Но тогда Шевченко не смог вернуться на родину.
И вот, после смерти его мечта осуществилась, поэт вернулся в родные места и упокоился в сухой могиле, над которой насыпали невысокий курган и установили дубовый крест. Землю под захоронение Варфоломей Шевченко взял в аренду у властей Канева.
Со временем дубовый крест прогнил и упал, возникла необходимость отреставрировать могилу. Все работы проводили за счет добровольных пожертвования, для этого было собрано 5 тысяч рублей, и летом 1883 года можно было приступить к реставрации.
Строители подняли курган, подготовили тумбу для чугунного креста, соорудили домик для сторожа, которого содержали на пожертвования общества. Через год с завода Термена привезли и установили чугунный крест весом в 250 пудов.
В 1888 году могилу, а затем и всю территорию мемориала огородили чугунной решеткой, подаренной дирекцией завода Термена. В сторожку поместили икону святого Тарасия и копию портрета Шевченко, сделанную Платоновым с портрета работы Репина.
В 1902 году землю под мемориалом выкупил Владимир Науменко — известный педагог и главный редактор «Киевской старины». С того времени и до революции 1917 годы именно он заботился о захоронении.
В 1903 году Каневские власти передали в собственность Науменко 4 сотки земли вокруг могилы, а в 1905 году там были высажены деревья.
В 1923 году крест сняли атеисты большевики. В 1939 году в Каневе приступили к созданию музея Шевченко. Во время реставрации мемориала, из земли извлекли ящик, в котором находился гроб. Крышку сняли и обнаружили, что Шевченко за эти годы почти не изменился. Но вскоре под воздействием воздуха его лицо начало быстро проседать и меняться.
После реконструкции гроб поместили в склеп, который накрыли железобетонными плитами. Сверху был установлен бронзовый памятник работы Манизера и Левинсона.
В годы ВОВ рядом с могилой, на территории мемориала фашисты создали концлагерь, однако саму могилу не трогали.
Be the first to comment on "Где и как похоронен Тарас Шевченко"