Православные похороны

Несмотря на то, что с началом перестройки и распадом СССР православие в постсоветских государствах вступило в полосу возрождения и всячески популяризируется (что иной раз вызывает обеспокоенность в кругу общественных деятелей), истинное положение дел с ним является очень неоднозначным. С одной стороны, цифры весьма красноречивы: в 2008-2012 гг., согласно данным соцопросов различных исследовательских служб и центров, православными называли себя от 72 до 79% населения России. Однако когда речь заходила о соблюдении церковных обрядов, посещении служб и соблюдении заповедей – то есть, того, что составляет истинную сущность каждого верующего человека, – картина менялась почти радикально, что до сих пор даёт повод как минимум для тревожных оценок. Вот лишь некоторые цифры, относящиеся к соцопросам указанного периода:

  1. из 75% россиян, назвавших себя православными христианами, лишь 54% знакомы с содержанием Библии, а 73% соблюдают религиозные обычаи и праздники (итоги всероссийского соцопроса ВЦИОМ марта 2010 г.).
  2. 9% из тех, кто называет себя приверженцами православия, соблюдают все религиозные обряды и участвуют в жизни церкви, а 36% называет эту религию лишь традицией предков (данные того же центра от 2006 г.).
  3. 4% посещают храм и причащаются (данные опроса фонда «Общественное мнение» от января-февраля 2010 г.). В 2012 году Исследовательская служба «Среда» называла цифру по этому показателю в 8%.
  4. 27% опрошенных из тех, кто назвали себя православными, не помнят ни одной заповеди, а «Не убий» вспомнили лишь 56%.
  5. лишь 6% россиян соблюдают в своей жизни семь и более заповедей.

К сожалению, у нас нет подобных данных по другим странам бывшего СССР, однако, по нашему мнению, картина по ним если и будет отличаться, то незначительно.

Комментарии к этим цифрам существенно разнятся между собой, однако все светские и церковные комментаторы приходят к неутешительному для религии выводу: истинных христиан, которых можно было бы так назвать в полном смысле этого слова, намного меньше, чем тех, кто ими себя называет. Реальное число верующих подсчитать крайне трудно, поскольку законы РФ и других постсоветских государств запрещают требовать от граждан официальных заявлений об их религиозной принадлежности, однако их оценочное число колеблется от 18-20 до 30%. 35% названы как «желающие быть христианами, но ещё не твёрдыми в своих нравственных устоях». На эту тему можно говорить очень много, однако наверняка в числе факторов, характеризующих такое расхождение в цифрах, будет отмечено:

  1. существование исторически сложившегося на территории многих христианских стран т.н. народной религии (католицизма и православия) – синкретической формы, не имеющей ничего общего ни с христианской религией, ни с язычеством и неоязычеством.
  2. сложное отношение к религии во времена Советского Союза, последствия чего сказываются до сих пор.
  3. отсутствие знаний и понимания сути православия, несмотря на просветительскую работу, которую ведёт церковь.

Возможно, именно поэтому в последнее время можно наблюдать всплеск интереса к различным православным обрядам и традициям, одним из которых являются похороны. Даже во многих атеистических семьях стало признаком хорошего тона или некоей данью моде приглашать на похороны близкого человека православного священника с просьбой отпеть его согласно канону. При этом смысл данного действия, как обычно, остаётся «за кадром», и на форумах часто можно встретить самые разные вопросы, касающиеся похорон – вплоть до того, как нужно себя вести на них.


Обряд похорон по православному канону

Весь обряд можно разделить на несколько этапов:

  1. подготовка.
  2. отпевание.
  3. похороны.
  4. поминки.

Каждая из этих частей, по представлениям христиан православного толка, имеет своё значение, и все они предназначены для одного – подготовить душу умершего к встрече с Богом. Некоторые элементы обряда напоминают обряд крещения, формируя тем самым такую смысловую параллель: как через крещение человек возрождается к жизни богоугодной, так и через смерть происходит его возрождение для лучшей жизни. Поэтому, подобно остальным мировым религиям, православие рассматривает смерть человека как засыпание или «успение» (отсюда – наименование умерших «усопшими» и «покойниками») в ожидании пришествия Иисуса и грядущего воскресения.

Подготовка к похоронам

Прежде всего к умирающему необходимо пригласить священника для проведения соборования (помазании тела освящённым елеем), предсмертной исповеди и причащения. Непременное условие данного обряда в том, чтобы находящийся при смерти находился в сознании и был вменяемым. В католицизме соборование, называемое «елеосвящением», проводится одним или несколькими священниками и в некоторых случаях может служить заменой прощения грехов, если умирающий не смог исповедаться. Православное соборование несколько отличается от католического:

  1. само слово указывает на то, что таинство должно проводиться «собором» (собранием) из семи священников (католическая традиция не уточняет число священников, необходимых для этого действия), однако в православном обиходе в силу устойчивых традиций можно провести этот обряд и одним священником (что почти всегда и делается), но семикратно. Цель соборования – исцеление души и отпущение грехов, однако исповеди оно всё равно не отменяет.
  2. соборование проходит в присутствии родственников и соседей, которые должны стоять возле постели умирающего с зажжёнными свечами.
  3. после него священник исповедует человека, отпускает ему грехи и даёт причаститься.

Следующий этап – прочтение канона на исход души, более известного в народе под названием «отходная молитва». Он является настолько важным элементом, что в отсутствии священника его можно проводить даже родным и близким умирающего. Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. От того, как душа расстаётся с телом, зависит, что именно следует читать: если смерть относительно легка, то читается канон «от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати», если же человек долго страдает, нужно прочитать «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Допускается окропление умирающего святой водой для облегчения его страданий со словами «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

Важность отходных молитв церковь объясняет так: при выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей при крещении, и бесов, перед обликом которых она мечется и трепещет, и эти каноны помогают душе не попасть к ним. Если человек умирает во время чтения молитв и это замечено присутствующими, то чтение необходимо закончить соответствующим заупокойным припевом. Крайне желательно, чтобы в предсмертные минуты человек успел попросить прощения у всех присутствующих и сам бы их простил.

В зависимости от того, где умер человек – дома или не дома, – подготовка к похоронам несколько отличается между собой. Неизменным остаются лишь светские мероприятия, предусмотренные для этого случая – вызова милиции и бригады скорой помощи для освидетельствования покойного и заключения экспертизы, получение необходимых бумаг, забота о месте для кладбища и т.д. Если человек умер дома в кругу родных, то пока одни родственники занимаются этими необходимыми делами, другие могут продолжать похоронный обряд, следующим этапом которого является обмывание (или омовение). Строгого канона, подобно исламскому обмыванию, он не имеет и в разных регионах может разниться в зависимости от условий и обстоятельств, возникших в момент смерти. Суть обряда состоит не только в соблюдении гигиены, но и в очищении, подобно крещенскому: новопреставленный должен предстать перед Богом в той чистоте и непорочности, которую он получил в момент крещения. Умершего может обмыть как близкий человек, так и любой взрослый, оказавшийся рядом в минуту его смерти (в том случае, если это произошло вдали от родного дома).

Процедура обмывания выглядит так:

  1. покойного раздевают, кладут на заранее постеленную на пол/скамью клеёнку, покрытую простынёй.
  2. готовят два таза: один – с тёплой чистой водой, другой – с тёплой мыльной, но не горячей.
  3. губкой или мягкой тряпкой моют всё тело водой с мылом, начиная с лица и заканчивая ногами, читая при этом «Трисвятое» или «Господи, помилуй». Затем омывают его повторно – на сей раз чистой водой – и вытирают насухо полотенцем или холщовой тряпкой, после чего моют голову, вытирают и причёсывают.

Затем покойного облекают в новую чистую одежду, которая должна быть ему впору. Если хоронят пожилого человека, то обычно с этим проблем не возникает: старики заранее готовятся к смерти, покупая себе всё необходимое, вплоть до гроба (есть и такие случаи). Последнее, конечно, излишне, но тем не менее весьма показательно. Если же человек умер не дома или он находится в молодом/среднем возрасте, тогда с поиском одежды может возникнуть проблема, однако часто на помощь приходят региональные обычаи. Например, в некоторых российских  местностях незамужних девушек принято хоронить в подвенечном наряде. В церковном уставе нет подробного описания того, какой именно должна быть последняя одежда для покойника, главное, чтобы она отвечала вышеприведённым требованиям. Желательно, чтобы вся она или какой-нибудь её элемент был белого цвета (что в своё время породило в городском фольклоре выражение «в белых тапочках»). Смысл одевания таков: новая одежда символизирует обновление после грядущего воскресения, а белый цвет означает духовную чистоту, готовность умершего предстать на Божий суд и его желание остаться в нём чистым.

К числу немногих обязательных условий, которые должны быть соблюдены при одевании покойного, относятся:

  1. наличие нательного крестика, в идеале – крестильного. Если в момент смерти на человеке его не было, то крестик необходимо надеть.
  2. покрытие головы христианки платком, который полностью бы закрывал волосы. Его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Голову мужчины не покрывают.
  3. запрет надевать галстук на умершего мужчину.

Одевает покойника тот же человек, что и обмывал.

Когда с одеванием закончено, усопшего кладут на стол/лавку лицом вверх головой на восток и проводят следующее:

  1. укрывают до пояса саваном с изображением Распятия. Это – ещё одна отсылка к крещению: саван напоминает о тех одеждах, в которые одевают младенца при проведении этого обряда. На похоронах это – знак того, что умерший находится под покровом Христа и до конца жизни остался верен данным при крещении обетам.
  2. кладут на лоб венчик – символическую бумажную или тканевую полоску с изображениями Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи и текстом Трисвятой песни. Венчик имеет два значения: символ приобретения венца славы, который получает преставившийся христианин за свою жизнь и знак его принадлежности к сонму чад Христовой Церкви и верности ей до конца.
  3. закрывают покойнику глаза и смыкают уста, для чего подвязывают челюсть и кладут на веки монеты. В древности у большинства народов монетки на глазах символизировали плату, которую душа должна заплатить за переход из земного мира в загробный, в православии же они нужны для того, чтобы глаза не открылись сами собой из-за непроизвольного сокращения мышц.
  4. распрямляют и фиксируют конечности, чтобы сохранить такое положение тела вплоть до выноса из дома. Руки складывают на груди крест-накрест, правую поверх левой, что символизирует Крест Господень, означает веру покойного и то, что он предал свою душу Спасителю. В левую руку вкладывают крест, а на грудь, повернув её к лицу покойного, кладут иконку с изображением Спасителя (для мужчин) и Божьей Матери (для женщин). Желательно, чтобы изображение было освящено. Допустимо также вложить образ тезоименного святого (небесного покровителя умершего, чьим именем он был наречён во время крещения).
  5. вокруг тела ставят и зажигают свечи так, чтобы они образовывали крест (в головах, в ногах и с обоих боков), что символизирует переход умершего из земной жизни, «полной тьмы», в загробную, полную «вечного света».

Желательно, чтобы во время совершения всех этих действий близкие покойного поочерёдно непрерывно читали Псалтырь – одну из книг Ветхого Завета, в которой изложены благочестивые излияния сердца верующего при разных жизненных испытаниях. Если такой возможности нет, то после окончания одевания нужно прочитать канон под названием «Последование по исходе души от тела». Сделать это может и священник, и кто-нибудь из близких. Считается, что пока тело не погребено, душа человека проходит т.н. «воздушные мытарства» – 20 препятствий на пути к Богу на частный суд. Чтение этого канона до отпевания помогает ей справиться с таким проходом.

После всего вышеописанного покойника кладут в гроб, заранее установленный посреди комнаты головой к образам и окроплённый святой водой. Ею же окропляется и тело, которое должно лежать лицом вверх. Под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками (иногда её заменяют ватой или сухой травой), тело до половины оставляют покрытым саваном.

За час-полтора перед выносом из дома священник должен отслужить заупокойную литию, сопровождаемую каждением, затем ещё раз читается «Последование по исходе…», после чего возле гроба остаются лишь родные и близкие для прощания. По его завершении гроб выносят ногами вперёд под пение «Трисвятого», и начинается этап отпевания. Его можно проводить как в храме/церкви, так и дома или на кладбище по желанию родственников, однако домашнее отпевание считается крайней мерой. При определённых обстоятельствах допускается свершение т.н. заочного отпевания, после которого родственникам с панихидного стола дают землю или речной песок. Им крестообразно посыпают тело усопшего или могилу, если он уже погребён.

Если человек умер не дома и его тело в нём не находится, то все обязанности по обмыванию и обряжанию покойного возлагаются на работников морга. От родственников же или знакомых требуется:

  1. читать «Последование по исходе…» и «Псалтырь» перед иконами в красном углу. Первый канон читается повторно и в том случае, если похороны начинаются не из дома, а из морга.
  2. отвезти на следующий день после смерти в морг чистую и по возможности новую одежду, нательный крестик (если его не было на покойном в минуту кончины) и необходимые образа, а также попросить работников подготовить тело для погребения с учётом православных традиций.
  3. в первый же день после смерти заказать в церкви «Сорокоуст» ещё до отпевания и погребения. Кстати, это не мешает сделать и в том случае, если человек умер у себя дома.

Отпевание

Данный этап представляет собой особое богослужение, которое проводится один раз над телом умершего человека. В зависимости от того, кем он был или когда преставился, в православии существует пять видов отпевания:

  1. для мирянина.
  2. для монаха и иеромонаха.
  3. для лиц в иерейском и епископском сане.
  4. для ребёнка, не достигшего семилетнего возраста.
  5. на тот случай, если смерть пришлась на Пасху.

Запрещено отпевать:

  1. некрещёных.
  2. иноверцев.
  3. крещёных, но отрекшихся от православной веры.
  4. самоубийц, за исключением особых случаев – например, если покойный был невменяем и покончил с собой, находясь в этом состоянии. Однако для того, чтобы можно было отпеть такого самоубийцу, нужно получить благословение архиерея, представив нужные документы (справку из диспансера, поликлиники, больницы, которая подтверждала бы факт невменяемости, и при необходимости свидетельства соседей, психолога, психиатра).

Отпевание – это определённая последовательность читаемых священником текстов и песнопений, во время которой присутствующие держат в руках горящие свечи. Гроб должен быть открыт, за исключением тех случаев, когда к этому есть серьёзные препятствия (например, в виде насильственной смерти или гибели, приведшей к такому состоянию тела, при котором гроб держат закрытым). Если отпевание происходит в храме, то гроб устанавливают посреди помещения лицом к алтарю, по всем его сторонам ставят зажжённые свечи, а на отдельный столик рядом – поминальную кутью со свечой посередине. В определённый момент служения – после того, как прочитана разрешительная молитва и провозглашена «Вечная память» –  начинается прощание с покойным: все присутствующие, потушив свечи, обходят гроб и с поклоном прикладываются ко лбу (точнее, к венчику) и нагрудной иконе, а если он закрыт, то – к кресту на его крышке. При прощании у усопшего нужно мысленно попросить прощения за все обиды, что были нанесены ему при жизни, и также простить ему то, в чём он был виновен.

Когда прощание завершено, священник накрывает лицо почившего саваном, забивается крышка, и гроб выносится ногами вперёд под пение «Трисвятого», ставится на катафалк и доставляется к могиле. Процессия формируется таким образом:

  1. впереди несут крест или икону с изображением Христа Спасителя.
  2. затем можно нести хоругви (но это по желанию).
  3. после них – священник с кадилом и свечой.
  4. затем – гроб.
  5. за ним – родные и близкие, после них – прочие участники похорон.

Гроб также можно нести и пешим ходом, причём, вопреки распространённому народному суеверию, нести его могут как раз близкие родственники и друзья. Исключение существует лишь для священника: кем бы ни приходился ему покойный, он не несёт гроб, а идёт впереди.

Если отпевают умершего непосредственно на кладбище, то гроб доставляется туда прямо из дома/морга в том же порядке, что и из храма, и начинается обряд предания земле.

Погребение

Хоронят покойного сразу после отпевания до заката на третий день после смерти, причём в отсчёт включается и сам день кончины, даже если она произошла незадолго до полуночи. Правда, в последнее время всё большее распространение получает практика похорон в день смерти или на следующий день с соблюдением положенных обрядов. В этом случае священника для отпевания приглашают прямо на кладбище. Нельзя хоронить человека в день Пасхи и Рождества Христова.

Под пение «Трисвятого» или «Ныне отпущающи» (иногда их поют друг за другом) гроб опускают в могилу на полотенцах или верёвках так, чтобы преставившийся лежал головой на запад и ногами на восток. Все присутствующие должны стоять с зажжёнными свечами. Длительность пения не регламентирована: оно может закончиться сразу после опускания гроба в могилу или же продолжаться до появления холмика. По православным нормам, запрещено приглашать для похорон оркестр.

Первым бросает землю священник, проговаривая определённую словесную формулу, а если его нет, то любой мирянин. Желательно, чтобы он использовал освящённую в храме землю. Земля бросается так, чтобы на крышке гроба изобразился или обозначился крест. Затем по горсти земли бросает в могилу каждый присутствующий, после чего её закапывают до появления холмика и устанавливают в ногах крест распятием к лицу усопшего, чтобы, восстав из гроба, христианин мог увидеть предвестие победы Христа над смертью и дьяволом. Крест может быть сделан из любого материала, главное, чтобы имел правильную форму. В народе также бытует мнение, что его нужно устанавливать в ногах для того, чтобы он не мешал воскресению христианина и чтобы он опирался на него руками. Если же поставить крест по ошибке в головах, то, согласно народному поверью, человек не сможет воскреснуть и останется навсегда лежать в могиле. На холмик возлагают венки, в середину кладут цветы, все присутствующие желают покойному Царствия Небесного и уходят его поминать.

Поминки

Заключительный этап похоронного обряда – это поминальный обед, который проводится в доме усопшего либо в кафе или в ресторане. В этих случаях проблем с подготовкой обычно не возникает, но если решено поминать усопшего дома, то к этому нужно подготовиться:

  1. провести тщательную уборку. В идеале это нужно сделать до того, как покойника опустят в землю, хотя угадать это время почти невозможно.
  2. уборка состоит из расстановки мебели, подметания сора от красного угла к порогу, собирания его и сжигания, а также из тщательного мытья полов. Всё это следует делать посторонним людям, не родственникам покойного или членам его семьи.
  3. после уборки помещение желательно окурить дымом ладана или можжевельника.

На поминки приглашаются все, кто участвовал в похоронах. У древних славян не было принято специально приглашать участников обряда, поскольку считалось, что любой может сесть за поминальный стол, однако в поминках запрещалось участвовать неженатой молодёжи. В наше же время приглашение помянуть усопшего получают все, участвовавшие в его похоронах – от священника до рабочих, которые рыли могилу. Отказываться от приглашения не принято.

Когда все возвращаются с кладбища, перед входом в дом им подают воду, мыло  и полотенце, чтобы они умылись и вымыли руки, тем самым оставив за порогом могильную землю. После этого все рассаживаются за столом, кто-нибудь из близких читает 17-ю кафизму из Псалтыри, перед едой читается «Отче наш», все присутствующие осеняют себя крестным знамением, и начинается обед.

Во время застолья можно вести разговоры, но лишь благочестивые, добрым словом поминая умершего. Запрещено:

  1. смеяться и сквернословить.
  2. петь.
  3. вспоминать о чём-то неправедном, что было когда-то совершено покойным.
  4. разговаривать на отвлечённые темы.

Традиционный поминальный обед готовится в зависимости от страны или региона проживания, но его обязательным элементом является кутья, которую должен отведать каждый присутствующий. Желательно, чтобы она была освящена в церкви, но если такой возможности нет, можно окропить её святой водой и прочитать молитву. Помимо неё, в русский обед входят блины с мёдом, кисель и сыта (разбавленный водой мёд, который подают вместе с кутьёй). В украинский обед, помимо кутьи, входят борщ и узвар – несладкий компот. Остальная еда зависит от требований поста: в постные дни подаются постные блюда, в остальные – скоромные, но в общем все они должны быть простыми, без кулинарных изысков. При каждой перемене блюд желательно, чтобы присутствующие прочитали краткую молитву. По православным канонам, запрещается поминать усопшего алкогольными напитками.

Сервируют стол как обычно: блюда подают в обычной неяркой посуде, стелют скатерть белого или приглушённого цветов.  Стол можно украсить ветками ели, брусники, мирта или траурной лентой, но это необязательно. Присутствующие мужчины должны сидеть с непокрытыми головами, а женщины, наоборот, с покрытыми. Если людей на поминках много, то их усаживают поочерёдно.

Если поминки попали на первую, четвёртую или седьмую неделю Великого поста, то за столом собираются лишь самые близкие покойному люди, а если на будний день других недель поста, то их переносят на субботу или воскресенье.

После окончания трапезы присутствующие читают «Благодарим Тя, Боже, Христе наш» и «Достойно есть…» и вместо благодарности (благодарить не принято) выражают сочувствие и пожелание благополучия членам семьи умершего. Те же, в свою очередь, отдают им то, что не успели съесть за столом, чтобы они помянули преставившегося у себя дома. Часть еды можно отдать в церковь на поминовение души.

Заключение

Похоронный обряд окутан множеством примет, которые родились в народе при адаптации православия к язычеству и возникновении т.н. «народного православия» (или «народного верования»), которое представляет собой синкретическое мировоззрение на основе самых различных представлений. В разных местностях бытуют самые разные приметы, и перечислить их все не представляется никакой возможности, однако уроженцам деревень и сёл, а также тем, кто имеет там родственников, они очень хорошо знакомы. К приметам из области народного верования относятся, среди множества прочих, такие:

  1. всем известные обычаи завешивать зеркала и любые поверхности, отражающие человека (телевизор, компьютерный монитор и т.д.), и ставить на окно чашку с водой и вывешивать снаружи полотенце.
  2. запрет на покупку для похорон чего-либо лишнего.
  3. запрет переходить или переезжать дорогу похоронной процессии.
  4. отдельное место для покойника на поминках, где специально для него ставят первый поминальный блин и первую чашку киселя/узвара…
  5. требование выкинуть те веник и тряпку, которыми проводилась уборка в доме после того, как умершего вынесли из него, и запрет мести в доме полы до тех пор, пока он в нём находится.

Некоторые действия православного обряда получили в народе иное, дополнительное толкование. Например, согласно ему, монетки на глаза усопшему кладутся для того, чтобы он не искал себе взглядом попутчика, и если кто-либо попадёт под его взгляд, обязательно составит ему компанию – то есть, умрёт. Возжигание лампады в комнате с усопшим трактуется в народе как средство защиты для живых, чтобы умерший не смог им причинить никакого вреда. Дурным знаком считается, если гроб окажется мал или велик для преставившегося человека, если он не помещается в могилу и если могила начинает обваливаться… Если родственники настояли на кремации, то перед ней нужно извлечь из гроба крест и иконы, иначе, по народному поверью, сжигая их, сожгут Иисуса Христа.

Этих примет и толкований, порождённых в основном страхом перед неизбежностью и невозможностью познания смерти и того, что есть за ней, и впрямь существует великое множество. Ко всем им церковь относится отрицательно и считает их суевериями, которые, по её мнению, ещё хуже неверия. Главный совет, который дают священники верующим христианам, звучит так: не обращайте на эти приметы и обычаи внимания, молитесь и верьте в то, что своими молитвами и правильно соблюдённым похоронным обрядом вы больше поможете душе близкого вам умершего человека обрести заслуженное блаженство в раю. Однако такие народные обычаи существуют, и, по всей видимости, отказываться от них никто не собирается. Соблюдать ли их или нет – наверное, каждый должен решить сам для себя, однако не мешает помнить, что похороны – это не тот случай, когда, как говорят в народе, «кашу маслом не испортишь».

Be the first to comment on "Православные похороны"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*