Зеркала и умершие

Смерть – это, пожалуй, самое загадочное, что может произойти с человеком. Её тайна пугает и будоражит человека до сих пор в той же степени, в какой она пугала и будоражила его тысячи лет назад. Сколько бы мы нового ни открывали и ни узнавали о мире и о человеке, но смерть, по всей видимости, так и останется одним из немногих непознанных явлений, вокруг которых будет всегда больше версий и предположений, чем знаний.

В свою очередь, отсутствие знаний всегда является хорошей почвой не только для возникновения версий и теорий, но и для рождения различных примет, дошедших до нас из глубины веков или же появившихся относительно недавно. Смерть и похороны окружены немалым числом подобных примет, и одна из них связана с зеркалами. Она знакома, наверное, каждому, у кого есть родственники в деревне, и её суть заключается в занавешивании зеркал и других отражающих поверхностей – экранов телевизоров и компьютерных мониторов – любой тканью: скатертью, полотенцем, простынёй… Как разновидность этой приметы можно встретить практику выноса зеркал из комнаты, где лежит покойник, или переворачивания их к стене зеркальной стороной. И несмотря на то, что этот обычай имеет не религиозные, а, скорее, языческо-фольклорные корни, его одинаково соблюдают как атеисты, так и верующие, и на различных интернет-форумах часто можно встретить вопрос типа «когда же можно открывать зеркала после смерти близкого человека?»
Однако ответы на него диаметрально противоположны: от утверждения, что ткань с зеркал и прочих поверхностей можно снимать уже через три дня, до категорического мнения в духе «всё это предрассудки!». Как водится, каждая сторона отстаивает именно свою правоту, приводя примеры из жизни и т.д. Обычно в подобных спорах истина находится где-то посередине, однако в этом случае она может оказаться совершенно неожиданной. Впрочем, обо всём по порядку, и для начала – небольшой экскурс в прошлое.

Зеркала и живые люди

Прообразы сегодняшних зеркал появились ещё в глубокой древности. В культурных слоях, относящихся к эпохе бронзы (III – I тыс. до н.э.), археологи нашли немало зеркалоподобных изделий из бронзы, меди, серебра, олова, золота и платины. Есть основания полагать, что уже тогда они использовались в быту и как предмет культа, используемый жрецами и шаманами при свершении различных обрядов, а в Древнем Риме, например, зеркало было обычным предметом обихода в знатных семьях. В том виде, в каком мы его знаем сейчас, зеркало возникло в XIII веке: вначале в Европе научились выдувать стеклянные сосуды, а к 1279 году относится первое описание технологии покрытия стекла тонким оловом, что позволило сделать зеркало ярким и чистым. Практика не замедлила последовать за теорией: уже в конце XIII века в Голландии начали изготавливать зеркала кустарным способом, в 1373 году в имперском городе Нюрнберге возник первый зеркальный цех, а с 1407 года начали производиться знаменитые на весь мир венецианские зеркала.

В России первые зеркала появились при Петре I, при нём же открылась первая фабрика по производству зеркал, однако долгое время даже в кругу российской аристократии их считали заморской блажью. В деревнях же, которые познакомились с зеркалами намного позже, к ним вообще относились с опаской, если не с осторожностью и страхом. Сложно сказать, что именно послужило первопричиной такого отношения, но вполне возможно, что его истоки следует искать в старой славянской примете, гласящей, что нельзя долго смотреться в своё отражение в реке, иначе тебя заберут водяной или русалки. Неизвестно, знали ли древние славяне миф о Нарциссе, который, как известно, умер возле источника, влюбившись в своё отражение, но в этой примете явно слышны его отголоски – ведь, согласно мифу, Нарциссу была предсказана долгая жизнь при условии, если он не увидит своего отражения. В этой связи крайне интересным представляется одно дошедшее до наших дней античное толкование этого мифа. Согласно ему, Нарцисс увидел внутри материи (воды) не просто отражение, а свою тень, заключённое туда живое существо, которое является «последним образом истинной души». Таким образом, его смерть – это следствие попытки обнять (возлюбить) эту душу (живое существо) как свою собственную (то есть, ради него самого), которая закончилась гибелью его же собственной души.

Но мы слегка отвлеклись. Когда же зеркало из предмета роскоши стало превращаться в обычный атрибут дома, то подобная связь преждевременной (и скорее всего, насильственной) смерти с собственным отражением «с той стороны», закрепившаяся в народном сознании, вполне могла перенестись и на него, поскольку зеркалу с самого начала приписывались сверхъестественные и волшебные свойства. Действительно, как мы уже упоминали, примитивные зеркала использовались жрецами разных народов как часть обряда, и вполне возможно, что на уровне генома могло сформироваться представление о зеркале как о магическом предмете, способном каким-то неведомым образом влиять на того, кто им пользуется. Кстати сказать, в литературе подобное представление используется очень широко: достаточно вспомнить хотя бы Зазеркалье Льюиса Кэррола. Если к этому прибавить ещё и предостережения относительно «взаимоотношений» человека со своим отражением, природа опасений становится более понятной.

Неудивительно, что по мере распространения зеркал они окружались неким мистическим туманом и окутывались различными приметами, связанными с их ролью в жизни – например, совет не показывать новорожденному малышу его отражение в зеркале, пока ему не исполнится один год, иначе он испугается, поздно заговорит и поздно начнёт ходить. Есть свои приметы на случай смерти.

Самая распространённая примета, почему в одной комнате с умершим нельзя оставлять зеркало, гласит так: когда человек умирает, его душа, покидая тело, может отразиться в зеркале и, попав в него, остаться между миром живых и миром мёртвых в т.н. зеркальном коридоре. Если это произойдёт, выход она из него найти уже не сможет, останется в зазеркалье навсегда и будет пугать всех, кто живёт в этом доме, и воздействовать на них так, что они начнут сильно болеть. Чтобы этого не произошло, родственники умершего и завешивают зеркало. Ещё одно опасение гласит: мол, душа, выходя из тела, может попросту испугаться своего отражения. Ну и, наконец, во многих местностях бытует поверье, что через зеркало душе легко попасть к самому дьяволу.

Кроме этой приметы, есть ещё несколько: например, если в одном зеркале одновременно отразятся живой и усопший, то в доме скоро будет ещё одна смерть. Особый трепет вызывают стоящие друг против друга и отражающиеся друг в друге два зеркала. Считается, что человек, вставший между ними в Страстную пятницу, может увидеть в зеркальных отражениях свою смерть или дьявола.

Похожие приметы можно встретить и у других народов. Например, сербы верят в то, что тот, кто первый посмотрится в зеркало сразу после похорон, тоже скоро умрёт, а японцы даже держат закрытыми зеркала каждую ночь вне зависимости от того, были ли в этом доме похороны или нет.

Стоит ли после этого удивляться неподдельному интересу, который вызывает вопрос, сколько дней можно держать зеркала завешенными и на какой день их обычно открывают? С ним обращаются и к священникам, и к пожилым людям, полагая в них носителей народной мудрости; этот вопрос часто встречается на различных интернет-форумах. Но сколько людей – столько и мнений, и каждый человек ответит на него по-разному. Православные священники, например, считают обычай завешивать зеркала языческим пережитком, недостойным верующего человека, и утверждают, что держать их закрытыми хотя бы даже один день не только не нужно, но даже и глупо, поскольку суеверно. В народе же распространено два мнения. Одно гласит, что коль душа в течение 40 дней находится на земле рядом со своими родными людьми, лучше будет, если всё это время зеркало будет закрытым. Второе утверждает, что зеркало должно быть завешанным лишь столько времени, сколько покойник находится в доме. В доме тело находится обычно от одного от трёх дней, а значит, сразу после похорон зеркало можно открывать.

Заключение

К списку поверхностей, которые рекомендуется закрывать скатертью или любой другой тканью, относятся также мониторы компьютеров и экраны телевизоров – в общем, всё то, в чём человек или его душа может отразиться. Но современный человек просто не может выдержать столько времени без телевизора или компьютера, поэтому часто этот обычай в их отношении или не соблюдается, или же их выносят в другую комнату, или же ткань снимают с них уже на четвёртый или, в крайнем случае, на десятый день. Допустимо ли это? Повторимся, что каждый ответит так, как считает нужным, а те случаи, которые могут быть истолкованы в подтверждение данной приметы, точно так же могут быть отнесены и на счёт простого совпадения (и именно так, кстати, толкуют их и православные священники). Сложно сказать, насколько серьёзно следует относиться к данной примете, уходящей своими корнями в глубокую древность. Видимо, в данном случае решение следует оставить за каждым отдельным человеком, добавив напоследок лишь то, что, по одной из версий, каждому воздаётся по его вере.

Be the first to comment on "Зеркала и умершие"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*